Легендарный зодчий

Он не просто строил, а создавал дух времени. Правда, со временем архитектора Чарушина начали забывать, но сегодня эту несправедливость исправили. Сегодня в Кирове на Лобановском кладбище состоялось открытие обновленного захоронения знаменитого зодчего. Многие его работы по сей день входят в "золотой архитектурный фонд" Вятки и являются национальным достоянием страны.


Событие это в культурной жизни Вятки сегодня было овеяно светским лоском. Живая музыка, на стендах фотонапоминания заслуг выдающегося архитектора, на столах белоснежным тортом стоит макет его творения. Знаменитый особняк Булычова, ныне здание ФСБ, выполнен точно до малейшей детали. Рядом спроектированный Чарушиным храм, через картонную дорогу макет его собственного дома. Архитектор-новатор уже тогда умел удивлять, чего только стоил при здешних метеоусловиях бассейн во дворе.

КСЕНИЯ БРЫЗГАЛОВА, СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ АРХИТЕКТУРЫ ВЯТГУ: «Сейчас у нас один проект чертит, другой конструкции, третий- водопровод, четвёртый- канализацию. Он же всё делал сам, вплоть до дверной ручки».

В век чернил и без компьютерной помощи он спроектировал десятки школ, больниц, банков и домов промышленного и гражданского назначения, по подсчётам аж 90 500 сооружений. Для нынешних архитекторов, а главное студентов - это не просто исторический персонаж- святыня, а его труды - хрестоматия.

ЛЮДМИЛА БЕЗВЕРХОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ АРХИТЕКТУРНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ЦЕНТРА ВГУ, КАНДИДАТ АРХИТЕКТУРЫ: «Архитекторам дана сейчас воля, но испорченные типовым строительством, они не знают, что делать. Поэтому Иван Аполлонович вовремя сейчас изучается его творчество, это как раз поиск вятского духа».

Он не строил, а создавал дух времени- облик Вятки. Спустя годы память о нём, увы, поистёрлась, как и поставленный ещё в 45м на Лобановском кладбище бетонный постамент. И вот недавно студенты и архитекторы, заручившись поддержкой Федеральной службы безопасности, решили обновить величественный стан. Говорят, теперь, наконец-то, совесть чиста.

Обновлённый памятник сегодня освятили и свящённослужители. Как-никак по проектам Чарушина в области построено 165 храмов. А присутствующие высокопоставленные гости ещё раз уместно напомнили, что нынешний век- это время собирать камни.

ТАТЬЯНА ТЕРЁХИНА, ГЛАВНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСПЕКТОР ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: «У нас сегодня очень много почётных граждан, но мы забыли совсем тех, кто сделал всё, чтобы город действительно был узнаваемым».

Хотя, сдаётся, что в отличие от многих выдающихся персонажей прошлого, память об Иване Аполлоновиче Чарушине будет жить ещё долго, потому как уже увековечена в каждом из его архитектурных творений, которые на Вятке можно встретить на каждом шагу.

Алексей Архангельский
 



Читать полную версию страницы