Редчайшие кадры из архива ГТРК "Вятка". Март 1996-го. В Киров приехал Валентин Гафт. И сразу - в Дом Витберга на встречу с вятской интеллигенцией.
Увы, затем хроника говорит нам лишь о реконструкции, о приостановлении работ по реконструкции, о первом пожаре и о втором пожаре.
Официальный владелец этой выжженной земли - область. Оперативное управление осуществляет Татьяна Рясик.
АНДРЕЙ СТЕПАНОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ
: «Возникает вопрос - как всем этим оперативно управлять. Стой себе все эти развалины и всё... Однако за кажущейся тишиной и покоем - гигантская оргработа».
Оказывается, уже давно Татьяна Рясик нашла инвестора, который и хотел и мог заняться реставрацией Дома Витберга. Вся документация готова - за дело!
Суровая правда жизни заключается в том, охраняют памятники истории каждая по своему десятки организаций. А вот реконструкция в понятие охраны как- то не попадает.
АНДРЕЙ СТЕПАНОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ: «
Дом Витберга - памятник истории и федерального и областного значения. Охраняется Законом. Закону безразлично, в каком состоянии находится памятник. И если я сейчас возьму кирпич из этой груды, чтобы расчистить площадку для восстановления - я нарушу закон об охране памятников истории».
Одной рукой ангел-хранитель дома Витберга продиралась сквозь все эти законодательные дебри, другой - удерживала инвестора. Инвестор бесконечно ждать не может.
И, наконец, лёд тронулся.
ТАТЬЯНА РЯСИК, ДИРЕКТОР ВЯТСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОГО ФОНДА КУЛЬТУРЫ
: «У нас получено разрешение на продолжение производства исследовательских работ».
Да, официально это всё называется - исследовательские работы. Если восстанавливать - то хорошо. И быстро, если не будут мешать. Этого очень ждёт та часть интеллигенции города, название которой даже с таблички в Доме Витберга символически отбито. Пока.
ВЛАДА ДЕВОНИНА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ:
«Есть места, где хорошо и удобно творить вместе. Дом Витберга, со своей наработанной энергетикой, как раз такое место».
Андрей Степанов