"Семинаристы в русской литературе" - этой теме посвящена книга доктора филологических наук, профессора ВятГГУ Вячеслава Поздеева. Презентация ее состоялась в библиотеке имени Герцена.
«Семинарской доли горестнее нет: с детства все в неволи, до двадцати лет». Строки одного из образчиков стихотворчества семинаристов 19-го века говорят о том, как горька была участь этих мальчишек. Говорить о какой - либо свободе выбора не приходилось. Зачастую в семинаристы отдавали против воли не только самого мальчика, но и его родителей - крестьян, дьяконов, чиновников. Эта же участь была уготована сиротам.
ВЯЧЕСЛАВ ПОЗДЕЕВ, ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР ВЯТГГУ: «Это очень суровый быт. Как учились, зубрили латынь. Даже обложка была сделана как грифельная доска и на ней латынь, которую они зубрили, за которую их били линейками, ставили на горох. И они эту латынь вспоминали потом всю жизнь».
Латынь и бесконечные наказания встречаются в воспоминаниях почти у всех семинаристов того времени. Но, самым тяжелым наказанием для молодого человека было ограничение свободы. Некоторые, как пишет один из источников, готовы были в солдаты пойти, лишь бы в семинарии не учиться.
АНАСТАСИЯ КАМИНСКАЯ, КОРРЕСПОНДЕНТ: «Просто удивительно, как, несмотря на горькую и подчас незавидную судьбу, семинаристы сохраняют присутствие духа и чувство юмора. В сборнике находим песню матушки лени. Спи безмятежно, спокойно, можешь молитву проспать. Троек ведь будет довольно. А на четверки чихать».
Темой творчества семинаристов Вячеслав Поздеев занимается с середины 90-х. Нашел сборник владимирских губернских ведомостей. С него все и началось. А потом и вятскими семинаристами заинтересовался. Семинария в нашем городе была одна из старейших.
ВЯЧЕСЛАВ ПОЗДЕЕВ, ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР ВЯТГГУ: «Конечно, больше внимания я уделил концу 19-го началу 20-го века. Когда в 1905 -1906-м годах произошла такая реформа. Царь дал свободу слова. Повсеместно начали издаваться журналы и в том числе журналы рукописные семинаристов».
В книге нет теологических измышлений. Напротив, она начисто этого лишена. Молодых людей, учившихся в семинарии того времени волновали вполне житейские проблемы: тоска по родительскому дому, переживание за свое будущее, расслоение общества на богатых и бедных и любовные терзания. Впрочем, в своей актуальности эти вопросы вечны.