Лесной бизнес


Лесной бизнес


Специалисты отмечают: лесная отрасль сейчас стала особо привлекательной для малого и среднего бизнеса. Однако не все и не всегда играют по правилам. Откуда появляются "черные лесорубы", и почему "зеленое золото" не приносит существенной прибыли областной казне?


ИВАН ШВЕЦОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ: «Еще каких-то 20 лет назад сложно было представить, что лес - наша национальная гордость, народное богатство - пойдет с молотка. Живописные лесные массивы - предмет восхищения художников - сейчас продают на многочисленных аукционах. Только вот зеленое золото почему-то не идет впрок нашей казне и буквально ускользает из рук, а в вятских лесах появляется все больше "черных лесорубов". Почему? Попытаемся в этом разобраться».
 
Главный символ аукциона "отстучал" не одну сотню миллионов. С каждым лотом между молотом и наковальней - астрономические суммы, растущие, словно на дрожжах. К примеру, сегодня за две с половиной тысячи гектаров леса в Шабалинском районе просили полтора миллиона рублей.
 
Любовь Витязева уехала из шумного города в деревню. Когда к ней приезжают дети погостить, обратно в урбанистическую суету возвращаться не торопятся - здесь чистый воздух, спокойная размеренная жизнь. Но в последние годы жизнь на лоне природе стала обходиться деревенским жителям в круглую копеечку. Нарубить бесплатных дров за околицей в соседнем перелеске, как это было испокон веков, запрещают. Поленница, купленная у бизнесмена, - слишком дорогое удовольствие.

ЛЮБОВЬ ВИТЯЗЕВА: «Дрова то у нас не простые, а золотые. И штрафуют нас за них, и чуть ли не в тюрьму уже собираются сажать».

Лесной бизнесУверенно сжимая счастливый номер участника, Евгений Катаев не раз увеличил сумму. Бывалый лесник знает, ценная древесина на арендуемом лесном массиве за год покроет убытки.

ЕВГЕНИЙ КАТАЕВ, ПОБЕДИТЕЛЬ АУКЦИОНА: «Это рассчитанная заранее сумма, выше которой мы бы не пошли. Мы показали пример конкуренции».
 
Из десяти лотов - это лесные угодья в Юрьянском, Арбажском, Малмыжском и других районах - лишь восемь - "ушли с молотка". В двух других случаях отсутствовал дух соперничества.
 
АНДРЕЙ ТЕТЕРИН, ВЕДУЩИЙ КОНСУЛЬТАНТ ОТДЕЛА ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЙ РАБОТЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: «В соответствии с законом - торги не состоялись, по причине отсутствия хотя бы второго участника аукциона по данному лоту».
 
Владимир Кутергин окончил кировский педагогический институт, он учитель-историк. Тяга к простой жизни победила в нем желание жить в городе. Раз в неделю Владимир запрягает мерина Яшку в телегу, берет топор и отправляется в лес за дровами.

Лесной бизнесВЛАДИМИР КУТЕРГИН: «В лесу с топором я уже преступник. Конечно, можно покупать лес на аукционе, коммерсанты предлагают дрова с доставкой к дому. Пенсионеры и те, у кого есть деньги - покупают. Но основной массе народа это не по карману».

Сейчас лесоохранные организации штрафуют за партизанские рубки всех без разбора. И простых крестьян - за несколько чурок для печки. И изворотливых бизнесменов, решивших подзаработать на заброшенной делянке. С начала этого года в области зарегистрировано 65 подобных преступлений. Так незаконная вырубка для лузского предпринимателя закончилась четырьмя годами тюрьмы.
 
АНТОН МИХАЙЛОВСКИХ, ПРОКУРОР ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОВД И ЮСТИЦИИ КО: «Предприниматель, нанимал бригады, и они совершали незаконные порубы».
 
Низкие суммы лотов, слабая конкуренция. Игроки неохотно делают ставки на повышение стоимости аренды леса. Гримаса рыночного капитализма - игры в прятки на аукционах. Лесной бизнесИграющий на повышение может блефовать. Часто его цель - не получить хорошую делянку для честного бизнеса, а подставить или разорить конкурента. Так в прошлом году стоимость лесной делянки в Верхошижемском районе повысилась до 9-ти миллионов рублей, но победитель аукциона исчез.
 
ЕВГЕНИЙ КЛИМОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: «Много зависит от самого лесного участка, от его удаленности, качества леса».
Пока бизнесмены осторожничают, лес остается без хозяина. Дело заходит в тупик - купить делянку простому человеку практически невозможно, а заготовить древесину на личные нужды проблематично.

ГЕОРГИЙ ИВОНИН: «Сейчас все отдано в руки частных предпринимателей, у них стандарт идет 6 метров, а мне нужны большие, 7,5 метровые живцы, чтобы приподнять дом».
В вятской глубинке лес по-прежнему считают народным, своим. На попытку поставить добычу древесины на капиталистические рельсы простые люди ответили тихим правовым нигилизмом. Лесной бизнес по-русски – это, как и сто лет назад: взял топор, снарядил телегу и в лес - по дрова.

Иван Швецов, Сергей Игнатьев, Ольга Чуракова
 
 


новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko

Новости партнеров

Реклама