По Вятке никогда не ходили военные корабли, если не считать новгородских ушкуев. Тем не менее, речной флот в годы войны был важной частью системы обороны страны. С Вятской пристани в годы первой мировой войны уходили пароходы с рекрутами. Многие уроженцы вятской земли служили на разных флотах в самые трудные периоды истории России. Имена многих из них сегодня забыты. И только близкие родственники - потомки героев минувших войн - сегодня могут помочь восстановить историческую справедливость.
Прототипом этого офицера, руководящего установкой мин, мог стать наш земляк Николай Евстигнеевич Салтыков - мичман императорского флота. Он прошел путь от простого матроса до офицера. Так распорядилась судьба, что служить ему пришлось под командованием Александра Колчака. В годы первой мировой Николай Салтыков руководил командой по установке мин на эскадренном миноносце «Сибирский стрелок». Именно этот боевой корабль и видят зрители в самом начале исторического фильма «АдмиралЪ».
Евгений Салтыков и Вера Фролова - потомки этого отважного морского офицера. Сегодня они принесли в государственный архив кировской области уникальную семейную реликвию. Все фотографии из семейного альбома будут отсканированы сотрудниками архива, вся информация подробно записана и представлена на выставке, посвященной столетию первой мировой войны.

«Мое детство прошло в доме, который строил прадед, и по рассказам бабушки, а мы сидели долгими длинными вечерами, она рассказывала, как он воевал. Альбом этот был у нас дома всегда, я его часто перелистывала, спрашивала, кто это такие, она мне рассказывала - это прадед, это бабушка – было интересно».
Евгения Салтыкова к исследованию прошлого своей семьи подтолкнула находка старинного офицерского кортика, обнаруженного в доме прадеда. Оказалось что в послужном списке предка - настоящие легенды флота времен первой мировой. В русско-японскую войну Николай Салтыков служил матросом на крейсере первого ранга «Аскольд».
Спущен на воду в 1900 году, вошел в состав Тихоокеанской эскадры. В ходе русско-японской войны находясь в Порт-Артуре. «Аскольд» совершил пять боевых выходов, а 28 июля 1904 года вместе с эскадрой покинул главную базу, пытаясь прорваться во Владивосток. Во время боя в Желтом море корабль получил несколько подводных и надводных пробоин и, оторвавшись от основных сил эскадры, прорвал вражескую блокаду.

«На «Аскольде» он был ранен, ему осколок попал в левое плечо над сердцем – после чего он продолжил службу на «Сибирском стрелке», на этом корабле он и участвовал в первой мировой войне».
Начав службу простым матросом, Николай Евгеньевич дослужился до чина подпоручика, что на флоте соответствует званию мичмана. И в альбоме появляются фотографии бравых флотских офицеров - сослуживцев нашего героя. Да и сам Николай Салтыков на фотографиях уже при множестве наград, при погонах и шпаге. Впоследствии в семье полушепотом передавали семейные предания о том, что прадед во время службы на «Сибирском стрелке» был лично знаком с будущим адмиралом Колчаком.
Эскадренный миноносец «Сибирский стрелок» Спущен на воду 6 сентября 1905 года и вошёл в состав Балтийского флота. В ходе Первой мировой войны участвовал в установке минных заграждений на Балтике - сначала у германских берегов, позже и у собственных. В 1915 г. «Сибирский стрелок» - флагманский корабль командира бригады миноносцев Александра Колчака.
ЕВГЕНИЙ САЛТЫКОВ, ПРАВНУК ГЕОРГИЕВСКОГО КАВАЛЕРА НИКОЛАЯ САЛТЫКОВА:
«Они ставили минные заграждения, чтобы немецкие Суда не могли пройти в финский залив ставили минные заграждения, за что он опять был награжден еще одним Георгиевским крестом».
Вернувшись в Вятку Николай Салтыков принялся за строительство большого дома в деревне Салтыки. Сегодня это Кирово-Чепецкий район. К сожалению, он умер еще относительно молодым, оставив жену с тремя детьми и недостроенной вотчиной. Впоследствии дом был достроен и сохранился до наших дней.
ВЕРА ФРОЛОВА, ПРАВНУЧКА ГЕОРГИЕВСКОГО КАВАЛЕРА НИКОЛАЯ САЛТЫКОВА:
«У меня есть еще память о деде Николае Евстигнеевиче - вот такое ситечко видно когда то оно было подарено сослуживцами для того чтобы заваривать и пить чай – семейная реликвия».
И в заключение - несколько слов о судьбе легендарного эсминца «Сибирский стрелок». В ноябре 1941 года экипаж судна, переименованного в «Конструктор», получит приказ перевезти через Ладогу женщин и детей - семьи рабочих ленинградского завода «Звезда». 4 ноября три немецких Юнкерса атакуют корабль. В результате погибнут 150 пассажиров и 32 члена экипажа. Место, где затонет корабль, надолго останется неизвестно.