«…за великое поставляю счастье пролить кровь мою на ратном поле…мне 17й год, но рука крепка, оружие не выпадет из оной..» - писал в прошении об отправке в ополчение уроженец Слободского уезда Петр Смолин. Эти строчки ярко характеризуют настроения жителей вятской губернии в 1812 году в эпоху великих испытаний.
При численном преимуществе противника и быстром продвижении его вовнутрь российских земель Александр I решился на необычный шаг и издал манифест призывающий «все сословия и состояния к единодушному и общему содействию против врага». Таким образом, было узаконено народное ополчение. Была одобрена партизанская война.
Местом формирования Вятского ополчения были намечены два города Вятка и Уржум.В ополчение принимались мужчины от 17 до 45 лет, здоровые и пригодные к службе. Было определено обмундирование ополченца армяк и шаровары серого сукна, кожаный ремень с патронташем на 20 патронов и суконная шапка с латунным крестом и вензелем императора.Наиболее слабым местом ополченца являлось вооружение: для пехотинца – пика и ружье со штыком, для конного воина – пика, сабля и пистолет.В краеведческом музее Кировской области хранятся уникальные экземпляры оружия той эпохи – нам разрешили провести съемку непосредственно в фондах музея.
Жители Вятской губернии – удмурты, мари, татары – также принимали активное участие в борьбе с наполеоновскими ордами. Сохранились документальные свидетельства о вступлении добровольцами в вятское народное ополчение татар живших в губернии. Так в городе Сарапуле записались добровольцами 6 человек среди них Абдулвакит Сейфуллин и Петр Курбатов. Ополчение становилось действительно всенародным.
ЕЛЕНА КОДОЛОВА, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ОТДЕЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДОВ ГАКО: «Большой отклик получил призыв императора в сердцах вятского духовенства и учеников семинарии, сохранилось много рапортов прадеда художников Виктора и Апполинария Васнецовых - Козьмы Ивановича Васнецова, благочинного Нолинского округа, о разрешении семинаристов и духовных вступить в ополчение, среди них есть и представители рода Васнецовых, в документах нолинского благочиния сохранились свидетельства о том, что родственники Васнецова воевали».
Вятским ополченцам не пришлось сражаться с наполеоновскими войсками на своей родной земле. К моменту готовности выдвинуться на театр военных действий враг уже был разбит и изгнан из пределов русской земли – вятчанам пришлось воевать на территории Западной Европы. В октябре 1813 г. ополчение принимало участие в блокаде ДРЕЗДЕНА Наполеон считал его «основным пунктом для противодействия неприятелю» Осада города велась под непрерывным обстрелом, вооружение ополченцев во многом уступало вооружению французских солдат, но как отмечают западные историки того времени «выказав врожденную им храбрость русские сражались упорно».
Из документов нам известно, что в списках воюющих, среди прочих значился и Петр Смолин из слободского уезда. Значит, сбылась мечта 17 летнего юноши защищать свое отечество с оружием в руках. Часто в фонды музея попадают экспонаты, как говорят сотрудники «без легенды» их происхождение не ясно – также обстоит дело и с этой офицерской саблей – точно известно одно - произведена она в германии в начале 19 века.
АЛЕКСЕЙ ФОМИНЫХ, РЕЖИССЕР ПРОЕКТА «ВЯТСКИЕ: ВОЙНА И МИРЪ»: «Этот немецкий клинок возможно и стал одним из трофеев вятских ополченцев».
Судьба бывших ополченцев сложилась по-разному. Кто-то вернулся к своему обычному ремеслу и крестьянским занятиям. Некоторые были зачислены в счет рекрутов и уже никогда домой не вернулись. Некоторые, вернувшись, домой пошли на повышение по службе, например как Алексей Васнецов. По высочайшему повелению участники той войны имели преимущество при поступлении в полицию.