Перед нами историческое здание на перекрестке улиц Герцена (Копанской) и Казанской. Фотография была сделана для одной из программ об истории нашего города. А поведать этот старый дом может множество историй! В 19 веке в доме купца Машковцева жили Александр Герцен и архитектор Витберг. Здесь бывал Салтыков-Щедрин. Но самый яркий период истории этого дома — время Крымской войны 1853-1856 гг.
Здесь переплелись патриотизм жителей Вятки, литература и история России.
Известие о вступлении России 4 октября 1853 года в Крымскую войну ознаменовалось патриотическим подъемом среди населения. На призыв послужить Отечеству откликнулись многие вятчане. Только в одной Вятке к середине лета 1854 года местные власти приняли более 30 заявлений от лиц уже прошедших военную службу, и еще более от тех, кто не служил в армии, о приеме на добровольной основе в военное ополчение и отправке на театр военных действий.
Поскольку Вятская губерния относилась к составу второго и третьего призывов, то формирование народного ополчения началось здесь только в августе 1855 года. Губернатор Н.Н, Семенов получил уведомление из военного министерства, в котором сообщалось, что именным указом императора Правительствующему Сенату Вятская губерния в числе 11 других призвана к участию в Государственном ополчении.
Начальником вятского ополчения стал генерал Петр Петрович Ланской (1799 -1877), известный также как второй муж вдовы поэта А.С.Пушкина Натальи Николаевны Гончаровой. Он прибыл в Вятку из Санкт-Петербурга в конце сентября 1855 года, с ним была и его супруга.
Наталья Николаевна Гончарова провела в губернском городе Вятке несколько месяцев. История сохранила подробности её поездки в Слободской, танцы на местном балу и общение с вятскими жителями, отмечавшими ум, скромность и деликатность музы Александра Сергеевича Пушкина с которым они прожили вместе 6 лет. Интересные воспоминания о самой Наталье Николаевне во время ее пребывания в Слободском в ноябре 1855 года оставил протоиерей Иоанн Васильевич Куртиев, который писал: «теперешняя супруга Ланского, была прежде женою поэта Пушкина. Дама довольно высокая и стройная, но пожилая, лицо бледное, но с приятною миною. По отзыву нашего архиерея, дама умная , скромная и деликатная, в разговоре весьма находчива.»
Кроме того, известно, что Наталья Николаевна привезла в губернию собрание сочинений Пушкина, тома которого были торжественно подарены Вятской мужской гимназии.
Личность Натальи Николаевны вызвала неподдельный интерес провинциального общества. В трудах Вятской ученой архивной комиссии сохранились воспоминания Л.Н. Спасской, дочери вятского врача Н.В. Ионина, который лечил в Вятке захворавшую ревматизмом Наталью Николаевну, по словам Спасской, «многие нарочно приезжали в Вятку из уездных городов, чтобы только посмотреть на жену великого русского поэта».
Слухи о необычайной красоте Натальи Николаевны, конечно, дошли до Вятки. Но знаменитая красота ее в те годы уже поблекла. Ей было 43 года, у нее уже семеро детей: четверо от Пушкина — Мария, Александр, Григорий и Наталья, и три дочери от Ланского - Александра, Софья и Елизавета. Причем сам генерал Петр Ланской с большой любовью и отеческой заботой относился к приемным детям.
О манерах Натальи Николаевны Л.Н. Спасская пишет: «В обращении Наталья Николаевна производила самое приятное впечатление сердечной, доброй и ласковой женщины и обнаруживала в полной мере тот простой, милый аристократический тон, который так ценил в ней Пушкин».
Супруги Ланские во время пребывания в Вятке дружили с управляющим палатой государственного имущества Пащенко и его женой, которая рассказала Наталье Николаевне о ссыльном Салтыкове-Щедрине. Салтыков был лично представлен Наталье Николаевне, которая приняла в нем большое участие (как говорят, в память о покойном своем муже, некогда бывшем в подобном положении ссыльного): она решилась помочь талантливому молодому литератору, походатайствовала за него в Петербурге письменно и лично.
Наталья Николаевна через двоюродного брата мужа, министра внутренних дел Сергея Степановича Ланского, добилась скорого помилования писателя: «Успех не замедлил обнаружиться. Наталья Николаевна уехала из Вятки в январе 1856 года, а в июне того же года Салтыков был уже назначен чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел и возвратился в Петербург».
При участии генерала Ланского формирование вятского ополчения значительно ускорилось. В начале 1856 года жители губернии торжественно провожали ополченцев.
7 января прошли чествования двух дружин, расположенных в городе Вятке. Утром ратники отправились в храмы города, где для них были отслужены обедня и молебен. Епископ Вятский Елпидифор произнес напутственную речь, после которой благословил ополченцев и их командиров святыми иконами, окропил ратников святой водой.
После чего ратники выстроились в колонны и двинулись на площадь, где для них были приготовлены столы с угощением. Покидая Вятку, Петр Ланской сохранил о ней добрую память: «Милостливый Государь Аркадий Иванович. По исполнении Высочайше возложенного на меня поручения, оставляя Вятку, я выношу с собой приятные воспоминания о Вас и предводимом Вами Вятском городском обществе, как о людях, у которых в груди бьется горячее русское сердце, полное любви к Государю и Отечеству. Значительные по средствам пожертвования, сделанные купечеством, братское внимание, оказанное ратникам родного края жителями Вятки – красноречивее слов говорят о их чувствах…»
Выполнив свою задачу по формированию вятского ополчения, Петр Ланской вместе с ратниками отправился в Нижний Новгород, а Наталья Николаевна отбыла в Москву.
Алексей Фоминых,
режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению
(По материалам сборника «Пушкиниана. Вятские страницы» г. Киров 1999 г. и сборника «Крымская война и Вятка» Киров 2016 г.)