Находка клада — это всегда событие. Чаще всего извлечение сокровищ происходит по воле случая. При рытье котлованов, ремонте или разборке старинных домов. Работая на телевидении, я не часто, но сталкивался с информацией о таких находках.
![]()
Например, в 2008 году в старой части города Кирова при разборе бревенчатого дома дореволюционной постройки между бревнами сруба обнаружили нишу, заполненную серебряными монетами 1920-х гг. Рубли, полтинники, и около полутора сотен монет номиналом 10, 15, 20 копеек. Об этой находке
я рассказал в передаче «Клад времен НЭПа».
![]()
Другой факт, о котором мы рассказали в эфире – находка клада серебряных монет XIX-XX веков при обыске дома в селе Волково в 2011 году. История достойная пера Ильфа и Петрова. Злоумышленники воровали бытовую технику, инструменты у дачников и складировали у себя дома. Их поймали, оперативники провели обыск, в ходе которого в подвале дома и нашелся крупный клад серебряных монет.
![]()
Еще интересный случай произошел в городе Белая Холуница Кировской области. Здесь в 2011 году при разборе ветхого купеческого дома между досок в одной из комнат дома была найдена старинная сабля.
(фотография Белохолуницкого краеведческого музея)Сотрудники Белохолуницкого музея установили, что образцы оружия, сходные по внешнему виду с этой находкой, могут относиться к последнему десятилетию XVIII века, хотя есть и более поздние экземпляры, имеющие аналогичную форму и детали отделки.
(фотография Белохолуницкого краеведческого музея)Судя по символике на клинке, это, вероятнее всего, гусарская сабля. Холодное оружие вполне могло относиться к периоду наполеоновских войн. На клинке есть надписи и изображения лихих кавалеристов.
Все это случайные находки. Но клад можно найти не только на антресолях купеческого дома или на месте богатой усадьбы. Собирая информацию в архивах, воспоминания старожилов, пролистывая краеведческие издания, можно обнаружить скрытые сокровища и совсем рядом, например, в историческом центре Вятки!
![]()
В эпоху Екатерины Великой прошли значительные изменения в общественной жизни и среди них городская реформа. Согласно новым правилам, все города должны были строиться по «регулярному плану». Улицы должны быть прямые, пересечения улиц перпендикулярные.
![]()
В 1780 году именным указом Екатерины II город Хлынов был переименован в Вятку и стал главным городом Вятского наместничества в составе Казанской губернии. В 1785 году в Вятку был назначен на должность губернского архитектора Филимон Меркурьевич Росляков, который оставил самый заметный след в преобразовании облика нашего города.
Застройка началась с сооружения двух больших каменных зданий присутственных мест на высоком берегу реки Вятки. Вот так это место описывает ссыльный литератор М.Е. Салтыков-Щедрин в «Губернских очерках»: «Крутогорск (подразумевается Вятка, где писатель отбывал ссылку) расположен очень живописно; когда вы подъезжаете к нему летним вечером, со стороны реки, и глазам вашим издалека откроется брошенный по крутому берегу городской сад, присутственные места и это прекрасная группа церквей, которая господствует над всей окрестностью, вы не оторвете глаз от этой картины. Темнеет. Огни зажигаются в присутственных местах и в остроге стоящих на обрыве, и в тех лачужках, которые лепятся тесно, внизу, подле самой воды, весь берег кажется усеянным огнями»
Вятским наместничеством в эпоху преобразований Екатерины Великой руководил казанский генерал-губернатор князь Платон Степанович Мещерский (1713—1799).
![]()
Губернский архитектор Филимон Росляков в конце декабря 1785 года получает приказ князя Мещерского «сочинить» проекты каменных зданий, предназначенных для размещения наместнического правления и присутственных мест, проще говоря —администрации.
![]()
Здания присутственных мест являются одними из первых общественных сооружений города, построенных в камне. Вятка на то время, хоть и значилась центром Вятского наместничества, но была практически полностью деревянным городом, поэтому строительство этих административных зданий стало значимым событием.
Ансамбль из кирпичных зданий предполагалось разместить на берегу реки Вятки, севернее женского монастыря, на главной площади города. Классическая ясность и строгость композиции, четкость планировки – характерные черты этого проекта.
![]()
Первый (южный) корпус был заложен с торжественным молебном в мае 1787 года, а к началу 1790 построены два корпуса, в августе уже полностью занятые губернским правлением, казённой палатой, экспедицией горных дел, уездным казначейством и другими губернскими и уездными учреждениями.
В документах Центрального архива Кировской области вятскому краеведу и архитектору Анатолию Гавриловичу Тинскому удалось обнаружить данные о строительстве Присутственных мест в Вятке. Летом 1786 года началось расселение местных обывателей и снос их неказистых домишек.
![]()
А в мае 1787 года в торжественной обстановке состоялась закладка первого (южного) корпуса губернских присутственных мест. На такое важное событие прибыл сам генерал-губернатор князь Платон Мещерский, присутствовали все гражданские и церковные чины.
Торжественная закладка оснований фундамента здания состоялась при большом стечении народа. В знак особой значимости события в фундамент строящегося здания была заложена медная доска с перечислением всех представителей царствующего Дома Романовых и присутствующих высших губернских должностных лиц, также на медной доске было увековечено имя вятского губернского архитектора Филимона Меркурьевича Рослякова.
![]()
Под медную доску была уложена еще свинцовая пластина, а в нее врезаны монеты, «ходившие» в правление императрицы Екатерины II. Интересно, что документ эпохи сохранил для нас все номиналы монет, помещенных в фундаменте здания.
![]()
Вот как описывает это событие неизвестный нам губернский писарь: «в свинцовой пластине помещены монеты, которые в нынешнее время в России ходят, яко то империал десятирублевой, полуимпериал пятирублевой, один рубль, полтина, полуполтинник, двадцатикопеешник, пятнадцатикопеешник, гривенник, пятак, медный пятак, грош, копейка, денга и полуденга». (Тинский А. Г. «Вятская мозаика.» — Киров, 1994)
![]()
Во-первых, это интереснейший исторический документ, дающий представление о том, как назывались в эпоху Екатерины II основные денежные единицы. Например, «пятак» — это серебряная монета в 5 копеек, если монета медная, то это особо поясняется. Грош, как можно судить из записи — это две копейки. Во-вторых, это полная коллекция монет всех номиналов конца XVIII века! Нет особого смысла перечислять стоимость монет уже в наши дни. Аукционная цена раритетов из серебра исчисляется десятками, а золотых монет и сотнями тысяч рублей за экземпляр.
На самом деле ценна не каждая монета по отдельности, а сам «кладовый комплекс». Уникальный случай: благодаря записи о визите в Вятку князя Мещерского мы имеем полное и подробное, за исключением дат чеканки монет, описание клада, который c большой долей
![]()
![]()
вероятности сохранился до наших дней!
Мне удалось уточнить глубину фундамента в интересующем нас здании. Эти данные собраны в знаменитой картотеке вятского краеведа, архитектора и почетного гражданина города Кирова Анатолия Тинского. Он описывает здание как имеющее глубокий подвал. Подземелье предназначалось для хранения стратегического по тем временам продукта – казенного вина, всех винных запасов губернии. Сделаны «подвальные винные закрома» были по специальному указанию генерал-губернатора. Подвал и первый этаж перекрыты мощными цилиндрическими сводами с затяжками из брускового железа.
![]()
По данным картотеки Тинского, вятский мещанин Василий Шилов – подрядчик работ — к июлю 1787 года отрыл котлован на глубину трех аршин с четвертью. Это около 2,5 метров. Итак...значит, в мае происходит торжественная закладка медной доски и набора монет, а котлован под фундамент готов только в июле? Возникает хронологическая нестыковка! Генерал губернатор был в Вятке в мае и не мог спускаться в котлован, который еще не вырыт! Куда же тогда торжественно заложили «послание потомкам» и ценные монеты?
Здесь нужно анализировать технологии возведения зданий XVIII столетия. Скорее всего, медная доска и свинцовая пластина были помещены в основание одной из свай и заложены кирпичом с известковым раствором, иначе никто бы не смог поручиться за сохранность монет.
C высокой долей вероятности можно предположить присутствие этого исторического и денежного клада в одной из угловых частей здания на глубине от дневной поверхности около 2-х метров или даже больше. То, что «капсула времени» XVIII века сохранилась, сомневаться не приходится – данные попали в документ, следовательно, все происходило под строжайшим контролем чинов полиции в присутствии первых лиц Вятской губернии.
![]()
Вообще первый губернский архитектор Филимон Меркурьевич Росляков планировал построить четыре здания присутственных мест. Но, как часто это бывает, не хватило средств на реализацию всех планов. Построено было только два здания: «северное» и «южное». Если взглянуть сверху с высоты птичьего полета, оба здания имели форму буквы «Г». Значит, и точек предположительного нахождения клада больше чем в здании с обычной четырехугольной формой. Достоверно известно, что первым было заложено именно «южное» здание. Поэтому я предполагаю, что именно здесь, в его фундаменте, вот уже более 2-х веков ждет своего часа памятная медная доска с именами и пластина с полным набором монет Екатерины II.
На сегодняшний день извлечь этот «клад» не представляется возможным — это привело бы к серьезному повреждению фундамента исторического здания, да и результат не гарантирован. Доска с монетами могла быть похищена еще до 1917 года. Ведь о ней многим было хорошо известно!
![]()
И все же, как здорово, выйдя из Александровского парка пройтись по Динамовскому проезду и подумать: «Я знаю, где спрятан клад! Вот где-то здесь под ногами на глубине 2-3-х метров лежат настоящие сокровища, сокрытые от потомков, князем Платоном Мещерским!» А если серьезно, то главная ценность таких артефактов, вовсе не материальная — это ценнейший исторический источник и даже памятник той эпохи, когда Хлынов стал Вяткой, а улицы постепенно приобретали такой вид, какими мы их сегодня знаем! И как было бы прекрасно, если когда-нибудь, бронзовая плита с именами деятелей XVIII столетия украсила бы интерьер этого исторического здания! Остается надеяться и верить!
Алексей Фоминых,
режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению